Рецензия на рассказ "Гав!" автора ТринадцатьНазвание рассказа:
Гав!Автор рассказа:
ТринадцатьДата публикации рассказа:
08.06.2020Ссылка на рассказ:
http://clubpn.org/forum/viewtopic.php?f=2&t=4440Краткое изложение содержания: Хозяин предлагает своей сабе исполнить любое её желание, думая, что саба пожелает отсосать ему перед ним на коленях. Но саба желает, чтобы хозяин полаял. Хозяин разочарованно-сердито лает.
Предложенная литературная композиция с ходу окунает читателя в
"тесное кафе на полдюжины обшарпанных столиков", куда является садомазо-парочка, по всей видимости, после очередного улётного садомазо-экшена, по результату которого Хозяин остался
"чрезвычайно доволен" сабой. Пристолившись и заказав даме чайку, себе кофейку, Хозяин сразу вгоняет сабу в смущение, заулыбавшись
"радушно, без обычной своей сдержанности, заставляющей отвечать ему так же неловко", т.е., возникла этакая скользкая ситуация "чики-чики, пики-пики" как бы, когда явно что-то намечается, но ещё не сформулировано.
Для затравки распедалив самого себя банальными мужскими давилками на уши -
"Вы умница. И красавица." и т.п., Хозяин выводит послеэкшеновское собеседование на кульминационную точку - сброс с барского плеча дорогой шубы в подарок -
"Исполню ваше желание. Любое." Любое! Вось он жест! Вось оно пошло демонстративное движение души - широкое, размашистое, от плеча!
Казалось бы, наивный рубаха-парень - и саба, чтобы тут же потвёрже застолбить за собой открывшуюся ей опцию, на тёпленькое, пока клиент разгорячён как бы, сразу прагматично прощупывает этот момент, уточняя про желание -
"Вот как? Любое-любое?" Ах-ну-да, конечно же, нет! Хозяин начинает поспешно расставлять флажки, страхуя себя от форсмажоров:
"С одним только ограничением. Это желание может быть исполнено только в этих стенах." Ага. Вось так прилетело - то "любое", а то теперь, оказывается, и совсем не "любое", а ты теперь ползай мыслями по тоскливому полуподвальному помещению в тщетных поисках чего-то такого-растакого хоть сколько-нибудь ценного, которое можно тут себе пожелать, и чтобы ещё его и здесь же было возможно исполнить.
Хозяин ведёт себя манерно:
"Он откинулся на спинку стула, отдернул рукав клубного пиджака и повернул руку так, чтобы Лили был виден темный циферблат часов." Циферблат видите ли чтобы сабе был виден. И потом
"– Время пошло." у него видите ли.
И тут взору читателя открывается неприличный сексуальный поддон, в который предполагался слив всего этого незамысловатого спектакля - оказывается, Хозяин не тупо-поспешно отводит от себя угрозу расширенных толкований его щедрости, а выводит желание сабы на им же заданную траекторию - провоцирует сабу на изъявление заранее задуманного им желания.
Казалось бы, ты же саба, вось и проследуй по указанному тебе направлению, засунув свои собственные хотелки себе в надлежащее тематическое место. А выяснилось, что ан нет, да какая там саба?! Конь спесивый! И вось эта в кавычках саба взъерепенилась: Ты хотел мной сманипулировать, а я тебе в пику по твоим же правилам игры тебе сразу в поддых звездану, чтоб понял, кобель, что я тебе не какая-нибудь Просковья из Подмосковья, не дурочка с переулочка, не Маша Козленко с Пятихаток, а Породистая Саба, норовистая, способная мыслить нелинейно, и реакции которой вось так просто на распальцовке в полуподвальной кафешке не просчитаешь.
Саба унижает Хозяина, превращая его в собаку в клубном пиджаке - в соответствии с желанием сабы Хозяин должен два раза гавкнуть и за это получить от сабы сахарок. Всё смешалось в голове у Хозяина, пошло не по намеченному им сценарию:
"Лили сделает правильный выбор. Пройдет минута, его девочка выйдет из-за стола, сделает несколько шагов, опустится на колени, расстегнет молнию на его брюках и сделает своим умелым ртом так, что он забудет собственное имя." Ага, как же. А ВОСЬ ДЕВОЧКА И НЕ СДЕЛАЕТ ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР - вось лейтмотив этого рассказа. Не на ту напал, как бы.
Далее пошла нагнетаться сцена унижения:
"Воздух над их столиком сгустился, заледенел, загудел бесслышно проводами высокого напряжения.". В случае экранизации рассказа на этом месте зазвучала бы тревожная музыка.
Обозначился и предусмотрительный задел под сценарий следующего экшена:
"– Вы ведь знаете, что я с вами сделаю за это, не так ли? – во вкрадчивых его интонациях зазвенели ледяные осколки.
– Я знаю"Теперь будет за что пороть как бы.
Загнав себя в логический тупик, Хозяин вертится как уж на сковороде выбора: или расписаться, что не держит своего слова, или унизиться собакоподобным поведением. Хозяин, едва удержав себя от аффекта с применением насилия, выбирает гавканье. В итоге вместо сладострастного глубокого минета Хозяин получает от своей сабы унижение:
"Из радушной и теплой его улыбка стала мечтательной, не скрывающей приятного предвкушения." -->
"Улыбка наконец сползла с его лица.". Человек
"Улыбался тепло, словно лето уже наступило.", а его вось так фейсом о тейбл. Автор оставляет читателя на кульминации сцены унижения, между первым и вторым "гавами".
По бытовым деталям, оживляющим восприятие текста, автор читателя не балует - только это место:
"чашка звякнула о плоское блюдце".
Неплохая прорисовка сцены на момент формулировки сабой желания:
"Лили опустила глаза, подумала несколько секунд, придвинула сахарницу, взяла щипчиками два неровно отколотых кусочка и положила их себе на раскрытую ладонь.". А также по тактильным ощущениям в заключительной фразе текста:
"Стекловатные мурашки высыпали на голых локтях Лили.".
Напрягло в тексте вось это место:
"Пафос его слов шел этому тесному кафе на полдюжины обшарпанных столиков, как кружевная вуаль толстой алкоголичке в леопардовых лосинах.". Подобные вульгарно-резкие сравнения совсем разных образов могут показаться интересными и оригинальными, но искушённым читателем воспринимаются провально. Некоторый перегиб чувствуется также во фразе
"его правая бровь изогнулась вопросительным знаком".
В целом, неплохая зарисовка по тематическим мотивам. Акцент сделан на отношения - порки в тексте нет, но подразумевается за кадром, как и во многих других литературных произведениях автора. Бунтарский дух сабы вызывает размышления. Впрочем, а кто сказал, что героиня рассказа саба? Мало ли какой специфики отношения у парочки. А может, им так нравится, и тогда совсем никакой драмы, а лишь продолжение ролевой игры. Без предыстории отношений между героями рассказа читателю в поисках опорных точек для своих трактовок сюжета лишь остаётся тщетно скрести когтями догадок о скользкий лёд недосказанности.
Но чувства представлены: внутренний гнев Хозяина и стекловатные мурашки на локтях Лили. Стекловатные мурашки - это ли не вознаграждение, которого жаждет каждая саба? Страх перед разгневанным хозяином - это ли не высшая ценность в отношениях подчинения? А насколько отношения - игра, вопрос философский как бы. Лили не сделала правильного выбора, и наказание неизбежно.