Так ведь описание хода мысли психоаналитика у Акунина - отсылка к Фрейду. Вот там у Фрейда и говорится о проблемах сосания груди, дефекации и мочеиспускания, что якобы на этом можно зациклиться. В связи с этим Фрейд вводит три типа личности - оральный, анальный и генитальный. Как оно, звучит)? Это можно погуглить. Но если вкратце, то, по мысли Фрейда, разлучение младенца с грудью может де навсегда сформировать человека зависимого или даже агрессивного, если на тот момент у него резались зубки. Если де младенца хвалили, когда сажали на горшок, то он будет аккуратным и исполнительным, а если не привлекали к этому внимания или раздражались по ходу, то ребенок де вырастет импульсивным разрушителем. Думаю, не надо объяснять, что будет, если ребенка, уже не младенца, а так это лет в 5-6 застанут за проявлениями интереса к собственным половым органам - он будет себя ненавидеть, но если посмотрят на это сквозь пальцы и вообще сделают вид, что не заметили, то будет наиболее психически устойчивый тип, правда, лишенный воображения и творческих способностей.
Все это несколько банально, а главное, совершенно ничем не подкреплено, никакими врачебными наблюдениями. У Фрейда вообще было всего 4 пациента, одного из которых он укокошил введением кокаина внутривенно, он и трех других так же лечил, а заодно и себя, за что был изгнан из специальности еще на стадии, которую можно сравнить с интернатурой. Надеялся получить должность, кстати говоря, не психиатра, а невропатолога, но остался, говоря современным языком, недоучкой. И начал сугубо философствовать и практиковать как-то по-своему. Сегодня-то в общем доказано, что никого предложенный им способ лечения (разговором) ни от чего не излечивает. И критики в адрес его теорий дофига и больше, однако общее направление мысли, в этих теориях заложенное, может быть как раз потому что она была свободной от практики, все-таки принято и составляет некий базис, некие наиболее общие представления о психической деятельности.
Почему именно младенческие зазубрины и возраст до 5-6 лет интересны? Потому что мы знаем, что мозг растет и меняется, а вместе с тем кардинально меняется сознание. Наиболее изучена кора головного мозга, три миллиметра серого вещества, покрывающих, связывающих два полушария, проникающая своими отростками внутрь этих полушарий, также связанная с ними отростками изнутри этих полушарий. Коре головного мозга сегодня приписывается все, что называется сознанием, мышлением. Причем считается, что в наибольшей степени этими процессами (сознания, мышления) связаны самые верхние слои. А те, что пониже - это как бы более старые, когда-то бывшие верхними. Их функцию с подачи Фрейда принято связывать с подсознанием или бессознательным (два слова для названия одного и того же, без разницы, как называть, просто результат двух вариантов перевода). По Фрейду бессознательное - то, чего вы, Иван, ищите, тот самый исток. Это когда-то бывшее сознанием, в период младенчества и раннего детства, лет так до 5-6, нечто основательно забытое. По его мнению, именно там все истоки, все причины.
Одновременно, это не такое сознание, как сознание взрослых людей. Это область темных, звериных инстинктов, эмоций и волевых импульсов. И тут даже самые большие критики и нелюбители Фрейда с ним не расходятся. Общепринятая на сегодняшний день точка зрения, что в этом возрасте память работает не на полную катушку, усваивая только эпизоды без причинно-следственных связей (много ли мы помним о себе в возрасте до 5-6 лет - в основном краткие эпизоды, картинки), критического мышления еще нет, абстрактные понятия либо вообще не усваиваются, либо усваиваются, понимаются минимально, аналитические способности отсутствуют (нет рефлексии). И про инстинкты - тоже верное вроде бы направление мысли. Большинство высших животных, скорее всего, обладают памятью и интеллектом, психическим развитием на уровне детей в возрасте до 5-7 лет, но мы их деятельность зачастую сводим к рефлексам, инстинктам, как минимум условным. С теорией инстинктов после Павлова, к сожалению, все несколько заглохло. Павловским наследием в части безусловных рефлексов активно пользуются невропатологи всех стран, а вот то, что касается условных рефлексов, инстинктов (самосохранения, размножения, заботы о потомстве и тд) - к этому отношение зачастую просто хамское в науке на сегодняшний день, и без альтернатив в то же время. Павлов, как это ни пародоксально звучит, был человеком глубоко религиозным на самом деле, всю дорогу посещал Знаменскую церковь в Питере, Ленинграде, и при советах ее не сносили до тех пор, пока он не умер. На ее месте сейчас станция метро Восстания. И вот сейчас эти самые условные рефлексы попросту отрицаются, боюсь, что по глубоко атеистическим, среди прочего, мотивам.
Фрейд под такого рода инстинктами подразумевал главным образом очень злые, дикие вещи, он был тем еще мизантропом. Можно сказать, что он верил в инстинкт саморазрушения. Про это, если хотите, он пишет, когда говорит о земледельцах. Он полагает, что копание в земле - это бессознательное стремление к смерти, этакое смертельное либидо. Ага. Мне так сходу это просто вульгарно и смешно, до бесконечности спекулятивно, как и про типы личности в зависимости от младенческих проблем. Но под ваши представления об "антителах" и истоках это очень даже подходит, и у меня для таких вот злых инстинктов тоже нет никаких альтернативных мыслей за исключением теории аффекта, которая белых пятен содержит очень много.
По Фрейду источник воли - это либидо, сексуальная энергия и, что существенно, у либидо может быть вектор, направление, как у физических сил. Фрейд вообще сам лично ничего нового не придумал. К примеру его теория сублимации - это второй закон термодинамики, который как раз незадолго до того, как Фрейд о сублимации начал писать, был сформулирован и произвел на тогдашние научные и около того круги огромное впечатление. Теорию бессознательного тоже придумал не он, в 1868г вышла книга Эдуарда фон Гартмана "Философия бессознательного", она была так популярна, что до 1875 года ее еще 7 раз переиздавали, и Фрейд ее либо читал (он хам, ни на кого не ссылается), либо весьма наслышан был об основных идеях. Гартман писал о том, что все психическое нельзя приравнивать к сознательному, что есть и бессознательное и оно, в свою очередь делится на две части: относительно бессознательное и абсолютно бессознательное. Абсолютно бессознательное никак не улавливается сознанием и не является его предметом, предметом рефлексии. И это абсолютно бессознательное - активное (это идеи Шопенгауэра и Шеллига о воле). Относительно бессознательное - пассивно, и может быть предметом рефлексий. Короче, понятно, что активные волевые акты - это что-то вроде инстинктов.
Не знаю, не запутала ли я вас... но как бы получается, что вы ищите то, что Фрейд называл либидо, нечто бессознательное, не поддающееся анализу и осознанию, во всяком случае изнутри носителя этого самого либидо. По Фрейду оно есть инстинкт, а проекция, в том смысле, в котором вы употребляете это понятие - это сексуальная ориентация, направленность, вектор либидо.
Предрасположенность к психопатиям и девиациям, как генетическое нарушение как-то увеличивает или ослабляет величину либидо, ставит его в зависимости от разных типов раздражителей, делает человека дисгармоничным, закладывая асимметричное развитие различных черт характера. Получается что-то вроде того, что одни черты выпирают, словно переразвиты, другие словно недоразвиты - дисбаланс. Эта теория вне влияния Фрейда развивалась, его никак не задевая, но, в отличии от теории психоанализа, имеет внушительную подшивку клинических наблюдений. Хотя и данное направление не противоречит фрейдистскими представлениями о бессознательном, инстинктах. Просто все фрейдистские идеи очень, очень общие и приблизительные. А вот чего нельзя отрицать - они очень системны, последовательны и связаны между собой, образуя такую общую логику, которую, кажется, в целом никто не отрицает, критикуя ее по частям.
Вот в частности один из краеугольных камней критики фрейдизма... Если вектор либидо есть результат неких проекций, воздействий на психическом уровне, от психики одного человека к другому, то есть можно на этот вектор влиять извне, словами, значит и лечить, исправить этот вектор тоже можно словами, Фрейд лечил разговорами. Он считал, что для этого всего лишь надо вспомнить то, что повлияло на этот самый вектор, исказило его, придало ему некое искривление. Пациент на кушетке психоаналитика просто болтает, авось вспомнит. А психоаналитик угадает, что именно среди всех воспоминаний сыграло решающую роль, объяснит, как к этому относиться и все, больше это на подсознательном или бессознательном уровне работать не будет. Однако таким образом никого ни от чего за сто лет не вылечили.
Но и иными способами никого не вылечили. Психопатии и девиации считаются неизлечимыми, не говоря о серьезных психических заболеваниях. Весь арсенал психиатрии составляет лечение аффектов (симптомов) и таким образом предупреждение следующих за ними дефектов. Психопатии не лечатся и не корректируются, если есть аффекты, то вот они купируются, если нет - человек настраивается на осознание и принятие себя таким, как есть, и приспособление, адаптацию с учетом знания своих особенностей.
А вот что сегодня творят генетики, пытаясь внести изменения на уровне плода, внутриутробные всякие вмешательства - вокруг этого много ажиотажа, судить о первых результатах, плюсах и минусов таких методов можно будет спустя сколько-то десятков лет, а может спустя пару-тройку веков. Надеюсь, что человечество не постигнут такие же разочарования и ужас, с которым мы сегодня воспринимаем попытки лечить душевные раны при помощи лоботомии и тому подобных способов.
|