...
- А, Куколкина? Очень хорошо, проходи. - Здравствуйте, Марта Константиновна. - Да, да, здравствуй-здравствуй, Куколкина, умница, что не опоздала. Но я мать в школу вызывала. Мама пришла или опять как в прошлый раз? - Пришла, Марта Константиновна. Мама, заходи. - А, да-да, очень приятно наконец-то снова вас видеть, Куколкина Ирина Антоновна, здравствуйте! Очень хорошо. Я вызвала вас в школу для серьёзного разговора касательно вашей дочери - её учёбы, поведения, прилежания... и не только. Тут много чего накопилось, да всё выплеснуть не получалось... Куколкина, перестань в своей сумке копаться, когда с твоей матерью разговариваю, положи её куда-нибудь! Да вы присаживайтесь, Ирина Антоновна, присаживайтесь. Так вот. Что мы имеем... По оценкам тенденция нехорошая, а по сравнению с прошлым годом катастрофическая и местами даже удручающая - в том же месяце прошлого года одни четвёрки, ни одного замечания. А теперь? Это же уму непостижимо! Тройка на тройке, да ещё и тройкой погоняет, и уже даже двойки уверенно проклюнулись. Сейчас нет нужды перечислять, когда и по каким предметам - вы и так подробно и своевременно осведомлены школой об оценках... - Но это же школа ответственна за учёбу... - Не перебивайте, Ирина Антоновна. Я педагог старой закваски - когда ещё было не принято перебивать старших, а я старше вас раза в два, если не в три, и я ответственна за учёбу и поведение вверенных мне должностью классной руководительницы учащихся. Но вы горько заблуждаетесь, если думаете, что вы сможете сейчас свалить на школу всю ответственность. Как раз школа приложила немало усилий по исправлению вашего ребёнка, и о каждом воспитательном мероприятии вы уведомлялись своевременно. И воспитательные мероприятия были не только на бумаге, как во многих других недобросовестных школах... Куколкина, подойди сюда, повернись спиной, спусти колготки, трусы и задери сзади юбку... И если бы только учёба. Но и поведение. Многие учителя уже неоднократно жаловались мне на хамство. И учительница географии Глафира Тихоновна, и учительница химии Касима Асольдовна, и... не буду даже перечислять все конкретные случаи, вы же видите тенденцию. Боюсь, что если нам совместными усилиями так и не получится её переломить, мне придётся обратиться к Нине Алексеевне, чтобы на очередном педсовете поставить вопрос об отчислении вашей дочери. Разумеется, завуч и так в курсе проблем с Куколкиной, но тогда это будет уже официальная бумага, с подписями и печатью, а бумаги живут по бюрократическим законам, и, если делу дан ход, то отмотать назад или хотя бы просто притормозить будет даже ей не под силу. У нас школа всегда занимала первое место в районе по показателям поведения учащихся. На входе в школу на стенах вывешены грамоты министерства образования... Куколкина, что ты там возишься?! ... И под каждой грамотой подписи таких уважаемых людей, таких высоких начальников, одни имена которых... Вот, Ирина Антоновна, взгляните - всё видно невооружённым глазом. Да вы и сами уже дома наверняка сто раз смотрели. Я уже забыла, как выглядит зад вашей дочери неисполосованным... Всё, Куколкина, достаточно, приводи себя в порядок ... неисполосованным, без ссадин и синяков. Воспитательная работа проводится регулярно, но видимо чего-то не хватает, поэтому я вас и пригласила, чтобы мы вместе разобрались в педагогической ситуации.
...
- Неужели вы полагаете, Ирина Антоновна, что калибр выбранного вами ремня соответствует проступкам вашей дочери? - Девочка ещё маленькая, Марта Константиновна - всего шестнадцать лет, в таком возрасте все дети совершают проступки. - Шестнадцать лет - "маленькая"?! Простите, Ирина Антоновна, но в моё время в шестнадцать лет учащиеся были уже сформировавшимися личностями, способными нести за себя ответственность. Берите ремень побольше. - Пожалуйста, не надо, Марта Константиновна, Светочка исправится. Я прослежу. - Конечно, проследите, Ирина Антоновна. А школа вам поможет. Берите ремень номер четыре, и ко мне на стол.
...
- Подходите к столу вплотную, Ирина Антоновна. Не стесняйтесь, оголяйте ягодицы. Побыстрее, что вы там с одеждой возитесь? - Марта Константиновна, мне право непривычно. В такой родительской роли я в первый раз... - Привычно-непривычно, в первый раз - в десятый... Вы же не бабка старая. Давайте, я вам помогу. Раз, два, три... и всё готово. Вот видите, как всё просто, оказывается? В школе вас в своё время недовоспитывали, и теперь мне приходится разгребать чьи-то педагогические косяки из прошлого. Теперь упритесь передом в стол и ложитесь на стол животом. Ложитесь. Да. Руки вперёд, держитесь за край с противоположной стороны стола. Так. Что мы тут имеем? Ну, конечно же! Ирина Антоновна, вы меня простите, что говорю вам такое в присутствии вашей дочери, но, если у вас... Если у вас там всё так бурно растёт, с этим ведь делать что-то надо. Когда вы в последний раз себе подбривали? Тут у вас всё очень запущено. Безобразно запущено. Что же вы молчите? - Летом... - Летом?! Весна уже, почти год прошёл, а у вас с тех пор там и конь не валялся! Это же непроходимые джунгли какие-то... Так, Куколкина, отвернись! Носом в угол! И какой пример вы подаёте своей дочери? Хорошо, что она сейчас не видит всё это. Куколкина, сказала же, отвернись! Ведь это святое место, место, откуда у женщины ребёнок появляется на свет! И всё это в таком запущенном состоянии!
...
- Я вам даже скажу больше, Ирина Антоновна - я уже не уверена, что у вас там всё чисто. Да, ну вот, конечно же! Конечно! И вы ещё берётесь кого-то воспитывать. Минуточку, я позову кого-нибудь помочь. Так, кто у нас тут есть... Мотылькова! На физкультуру бежишь?! Зайди в класс! - Ой, ну, Марта Константиновна! Зачем обязательно Мотылькову? Можно же кого-нибудь не из нашего класса! Пожалуйста! Марта Константиновна! - Куколкина, тут не ресторан, и с небрежной распальцовкой живую музыку не заказывают. У меня нет времени сломя голову бегать по школе в поисках кого-то на твой изощрённый вкус и детский каприз. - Ну, пожалуйста! Марта Константиновна! Не надо Мотылькову, она сплетница! - Да, Марта Константиновна. - Так, Мотылькова, мне нужна сейчас твоя помощь. У мамы Куколкиной проблемы с гигиеной. Возьми большую поролоновую губку, которой мы подоконники в классе протираем - они всё равно в пять раз чище, чем скорбное хозяйство мамы Куколкиной - намочи и подмой слегка, вот тут между ягодиц, и там ниже тоже, где самые густые заросли, чтобы не было так грязно. И видишь, Мотылькова, что происходит, если долго не следить за собой? Видишь? - Да, Марта Константиновна, вижу, это ужасно плохо выглядит. Как Папуа - Новая Гвинея. Особенно вот тут грязно. И тут. - Мотылькова, перестань говорить глупости! У нас и без дипломатических скандалов проблем хватает, и на гневные звонки из гвинейского посольства времени нет. И не надо показывать на человека пальцем, это невежливо. Особенно когда человек намного старше тебя. Хотя бы просто рукой покажи примерно, где ты самые грязные места нашла, но не пальцем. ... Личная гигиена, Ирина Антоновна - это то, с чего начинается воспитание, это его азы и фундамент. Если вы сами не следите за собой, то требовать от своего ребёнка соблюдать какие-либо правила приличия в высшей степени непорядочно. - С мылом? - Да, Мотылькова, вон там стоит жидкое мыло, выдави на губку. - Я тёплой водой, да? - Как хочешь, Мотылькова. - Так вот, Ирина Антоновна... - Марта Константиновна, а можно я на телефон сфоткаю, чтобы завтра всем в классе показывать, к чему приводит несоблюдение личной гигиены? - Только быстро. - Я быстро. - Так вот, Ирина Антоновна... На чём я остановилась? Ах, да,... непорядочно требовать от ребёнка приличного поведения, если у вас самой такая неопрятность, что вас даже можно приглашать на уроки в качестве показательного отрицательного персонажа в назидание учащимся. Вы, наверно, думаете, что если не видно, то и не стыдно? Казалось бы, неуязвимое жизненное кредо. Но ведь всё тайное неожиданно может стать явным. Как сегодня, например. Я и предположить не могла, у меня и в мыслях не было, что загадочные проблемы Куколкиной берут исток из наплевательской безалаберности и нечистоплотного разгильдяйства её матери. Но теперь пазл сложился, и стало понятно, из какого места все ноги растут, и в каком оно состоянии... Так, Мотылкова, хватит фотографировать по двадцать раз. Там нет ничего сложного - сделала два снимка, и хватит. Начинай промывать. - Ой, а можно я ещё видео сниму? - Нет, достаточно. Если хочешь, можешь потом снять видео спереди. У Ирины Антоновны есть и лицо, между прочим. Хоть она его уже и изрядно подрастеряла. Вот вы уже плачете, Ирина Антоновна, и это обнадёживает. Значит, вы осознали недопустимость подобного положения дел, раскаиваетесь и готовы встать на тропу исправления. Очень даже замечательно. И чтобы закрепить ваши первые неуверенные влажные шаги на пути к избавлению от вопиющих недостатков, мы закрепим ваши эмоции изрядной порцией крепкого ремня.
...
- Ииии... Раз! Ииии... Два!... - Ааа! - Что это ещё за "Ааа", Ирина Антоновна? Вы как маленькая. Взрослый человек должен во время наказания не на крики жизненную энергию бестолково распылять, а на осознание своего проступка. Иначе вся педагогика в трубу на выхлоп уйдёт. Ииии... Так, Мотылькова, не крутись тут, отойди в сторону, ты мешаешь. - Извините, Марта Константиновна. Я тогда лицо мамы Куколкиной на видео сниму, чтобы раскаяние как положительный пример завтра всем показывать. Раскаяние лучше всего на лице всегда видно. А можно потом будет на нашем школьном сайте это видео разместить? У нас сейчас конкурс проходит на лучшее видео про школу, и про Куколкину и её маму получится как один из эпизодов... - Администратор сайта у нас Татьяна Дмитриевна, у неё и спросишь. Иии... Три! Ииии... - Марта Константиновна, можно хотя бы дверь в класс закрыть, чтобы вся школа не слышала, как мою маму порют? Хлопки очень громкие. Можно я закрою дверь?! - Куколкина, стой спокойно в углу. Я понимаю, что тебе надо, чтобы никто ничего не знал, и никаких выводов для себя не делал... Ииии... - Марта Константиновна, что у вас тут за стрельба? Мимо вашего класса проходил, и слышу "Бах! Бах!..." - Вот, полюбуйтесь, Павел Петрович - Ирина Антоновна, мама Куколкиной. Ирина Антоновна, знакомьтесь, Павел Петрович, учитель физкультуры, и как раз сейчас класс, в котором учится ваша дочь, у него на уроке, а из-за вас Павлел Петрович отвлекается от проведения занятий. - Ах вот оно что. Здравствуйте, Ирина Антоновна. Вас вызвали в школу? Давно пора. Куколкина и на уроках физкультуры несерьёзно материал школьной программы усваивает. А сама Куколкина в углу? Очень хорошо. - Слышите, Ирина Антоновна, как учитель физкультуры отзывается об успехах вашей дочери? "Несерьёзно усваивает материал". - Да, и бегает плохо. Прыгать совсем не хочет - всё ей хиханьки-хаханьки, разбежится, и перед перекладиной тормозит, высоту не берёт, про "нелётную погоду" шутит. Никакого стремления к самосовершенствованию. - Павел Петрович, я стараюсь... - Ничего ты не стараешься, Куколкина, от звонка до звонка срок мотаешь... А чего это у Ирины Антоновны всё вон там не слава богу как будто?... - Вот видите, Ирина Антоновна, даже учителю физкультуры в глаза бросилось, что у вас как будто не всё слава богу. - Так я сейчас за бритвой схожу, надо подбрить эту Папуа, так нельзя оставлять. - Павел Петрович, не надо ходить, у вас по расписанию сейчас урок, а по инструкции нельзя учащихся долго в спортзале без присмотра оставлять - мало ли что они там навытворяют. Я уж сама как-нибудь хозяйство мамы Куколкиной в порядок приведу. - Не проблема, я сейчас весь класс сюда приведу, все будут под присмотром. Ничего страшного, если минут пятнадцать не пофизкультурят, зато на примере Куколкиной ознакомятся, к чему приводит легкомысленное отношение к жизни, учёбе и спорту. - Ну, не знаю... - А чего сомневаться? Мы на последнем общем совещании педагогического состава школы обсуждали введение новых форм обучения. И вы, Марта Константиновна, даже делали отдельный доклад на двадцать пять минут о целесообразности отхода от штампов, и об избавлении от страхов поиска и реализации "чего-то нового". И мне даже ваша фраза врезалась в память - могу процитировать: "Следует без оглядки на старые штампы смело внедрять в программу школьного обучения новаторские идеи, гибко реагировать на каждую ситуацию, плодотворно подхватывать на лету каждую малейшую возможность позитивного педагогического воздействия на учащихся, брать всё лучшее из текущей жизни, а не из нормативов и инструкций тридцатилетней давности..." - Ладно, ладно, я помню свой доклад. Так, Мотылькова, беги сейчас в спортзал, скажи, что Павел Петрович всех сюда зовёт, и чтобы немедленно все явились. - Но Марта Константиновна, тогда все и так всё увидят, и сами наснимают свои видео, и моё видео уже не будет эксклюзивом. - Педагогика требует жертв, Мотылькова. А я в компенсацию твоих творческих убытков сама поговорю с Татьяной Дмитриевной, и уверена, что мне удастся её убедить любезно посодействовать промоушену твоего сегодняшнего видео на школьном сайте.
...
- Будет педагогически верно, если сама Куколкина подбреет своей матери её Гвинею. - Вы так думаете, Павел Петрович? - Вы не поверите, Марта Константиновна, но и вы так думаете! Помните, как у вас в докладе на позапрошлом педсовете? "Учителям школы следует не только быть педагогическим примером, но и всячески привлекать учащихся к самому непосредственному, активному содействию воспитательному процессу. Активное действие всегда назидательнее наблюдательного пассивного бездействия." - Какая у вас хорошая память, Павел Петрович. Я уже даже и подзабыла какие-то места из своего доклада. - Здоровый образ жизни, Марта Константиновна, и поддержание физической формы являются не менее важными составляющими формирования здорового умного подрастающего поколения, стимулируют умственные способности и память, и поэтому уроки физкультуры не могут рассматриваться как что-то второстепенное по отношению к таким предметам, как математика, химия и литература. - Да, Павел Петрович, помню, это уже из вашего доклада. Так, Куколкина, вставай с колен и иди сюда. Сейчас ты приведёшь в порядок у своей мамы то, за чем она сама не ухаживает. А вам, Ирина Антоновна, должно быть стыдно за то, что ваша дочь вам, взрослой женщине, помогает осознать то, чему вас двадцать лет назад недоучили в вашей неблагополучной школе. Куколкина, бери в руки бритву и подбривай материнские джунгли. А твои одноклассницы будут смотреть и осознавать, к каким последствиям приводит легкомысленное пренебрежение в уходе за собой и своим внешним видом. - Марта Константиновна, пожалуйста, не надо... - Нет, Куколкина, надо. Иначе не будет воспитательного эффекта. - Марта Константиновна, можно хотя бы не при всех? - Нет, все должны видеть. Это пойдёт на пользу и твоим одноклассницам, и твоей маме, и тебе самой. Мотылькова, куда ты со своим телефоном так близко лезешь?! Не мешайся под ногами! Куколкина, приступай, тебе и твоим одноклассницам ещё на урок физкультуры надо успеть. И так уже много времени на тебя и твою горе-маму потратили.
...
|