Ммм... про "Войну и мир" так никогда не думала, пар там множество. Но это интересная мысль, во всяком случае мне она нравится, у Льва Николаевича это, мб, самое интересное. Про "Козлик" и "Эннымвам" со мной не все так однозначно тоже, это только про композицию, а не про сами рассказы, но ладно. Это вопрос не о симметрии/асимметрии, шире.
Первый пример из области искусства. Про форму только - египетские фрески. Это такая вещь, которую все "читали"), глазами. И все понимают, что там не может быть никакого существа в анфас, все живое (кроме цветов, орнамента и иероглифов) там исключительно в профиль (ну разве что линии плеч противоестественно вывернуты в анфас). Такая вот очевидность, бросающаяся в глаза, закон жанра. Как она появилась? Наверное, это с исторической точки зрения вопрос интересный, но, его как правило, большинство для себя решает сходу и очень просто, полагая, что это штамп. Нам это мешает с интересом рассматривать египетские фрески? Нет, вроде не мешает. Там с тематической составляющей кому-то что-то интересно даже, если под лупой)...
Но если вся живопись такая, тогда как? Египтяне, наверное, никакой другой живописи не видели. Если бы все примерно так же обстояло с письменной художественной литературой - о, ужас! на современный привередливый взгляд. Ведь были такие античные и даже раннесредневековые романы-путешествия, наподобие "Одиссеи". Даже "Витязь в тигровой шкуре" по этому лекалу написан. Из известных всем сюжетов - "Симбад-мореход". Фабула такая - герой отправляется в путешествие в невиданные, странные страны. Там с ним происходят разные приключения, трансформации и чудеса, он переживает катастрофы и чудесным образом словно воскресает, теряет друзей, близких, возлюбленную, последнюю, впрочем, часто находит под конец. Никаких вопросов и проблем не разрешается и даже не ставится. И все заканчивается возвращением на родину, без какого-либо существенного вреда здоровью, и будто в том же возрасте, время там цикличное, оно как будто не идет. По ходу прочтения надо просто расслабиться и напитываться яркими впечатлениями, превратиться в губку, впитывать их.
Превратиться в губку - это, кажется, ключевое. Есть такая насущная потребность, конечно, и у современных читателей, зрителей. Во всяком случае, мне кажется, что когда говорят "не грузи", это самое имеется в виду. Это вот про то, когда пришел с работы, устал, целый день стрессовал, хочется бухнуться в мягкое кресло, лечь на диван, расслабиться и включить, кому что - боевик, эротику, комедию. Главное, чтоб оное "не грузило", то есть чтоб можно было не думать.
И есть ровно противоположные запросы - чтобы грузило. Как бы это попроще... Мне вот, к примеру, не надо таких расслабляющих книг, фильмов, которые не заставляют думать. Если не заставляют, я подумаю о чем-то своем, всегда найдется, о чем, свое какое-нибудь внутреннее кино посмотрю и это будет очень полноценный отдых. А чтобы заставить меня над текстом, книгой, фильмом думать и долго думать, требуются еще какие-то уловки, непрямое воздействие, хитрое). Свободное пространство внутри, не ограничивающее полет содружественной мысли, как бы взаимотворчества авторско-читательского. Или, наоборот, такие вещи, которые вызывают читателя на спор с автором. И тд. И вот в рамках такого рода запросов если форма легко, сходу идентифицируется, намечается в связи с этим предугадывание по законам жанра, не сюрприз это, одним словом - скучновато может быть. А может быть и так, что жанр заведомо не нравится.
Мне кажется, что нынешнее смешение жанровое, оно отчасти продиктовано ощущением пресыщенности читательской. И иногда уже, на фоне отхода от всех классических форм, когда они становятся редкостью, они воспринимаются, как запоминающиеся мелодии, ностальгически на фоне остального. Такое, впрочем, предугадать невозможно.
|