Клуб "ЛитКон"

входя в разделы клуба, вы заявляете о своём совершеннолетии (18+)
It is currently 29.04.2024 - 20:34

All times are UTC + 3 hours


Forum rules





Post new topic Reply to topic  [ 1 post ] 
Author Message
PostPosted: 18.04.2020 - 12:57 
Offline

Joined: 04.03.2020 - 13:00
Posts: 102
Ну, если никто больше не хочет взять слово, переходим к следующему вопросу повестки дня.


Мысли маньяка при чтении Ремарка

Нет, не одиноки мы, Тематики, совсем даже не одиноки. Иногда даже приходит мысль, что Тема – не принадлежит безраздельно сексуальной сфере, а у истоков ее лежит системный сдвиг в базовом наборе эмоций. Ее сексуальная составляющая – лишь один из каналов, посредством которых мы пытаемся скомпенсировать или скорректировать этот сдвиг. А бывает так, что этой составляющей нет вообще.
Сейчас поясню, что я имею в виду.
Сидели мы как-то в беседке с соседским ребенком лет четырех. И он, обхватив руками деревянный бортик, словно штурвал, предложил мне:
- Давай играть, как будто мы едем!
Я удивился. Дело в том, что беседка эта нам попалась на остановке, которую мы сделали на нашем долгом пути. А ехали мы в пустыню, и ехали не на чем-нибудь, а на тяжелом грузовике. И через несколько минут поездка должна была продолжиться. Что я и высказал:
- Но ведь мы же на самом деле едем…
- Нет, - ребенок явно досадовал на мою непонятливость. – Давай, КАК БУДТО мы едем.
И тут меня «торкнуло». Я как-то очень много понял в этот момент.
Грузовик величиной с дом, кабина размером с комнату, - да мне в детстве только постоять рядом с подобным железным совершенством, млея, дотронуться до него – впечатлений хватило бы на сутки! Дорога среди скал, пустыня в конце пути, - не из книги, а настоящая, настолько настоящая, что ничего более настоящего не бывает на свете, - все это не имело сейчас никакого значения. Я вспомнил, какое выражение было у ребенка там, в кабине, - оно было таким же, как здесь, в беседке. Он и видел, скорее всего, то же самое своим внутренним взором.
И я поразился: как, все-таки, дети способны, как им дано, - а нам, взрослым, уже не дано – чувственно воспринимать саму идею движения. Ту, что мы воплощаем в железе, создавая машины и строя дороги; к которой мы пробиваемся сквозь все неудобства и дискомфорт реальной езды (или даже полета), и к которой в лучшем случае мы в силах лишь приблизиться. А детям все это не нужно. Идею движения они постигают вмиг - в чистом виде, здесь и сейчас. Их КАК БУДТО в чем-то более настоящее, чем реальное движение.
Я понял также, что, если мне в моем возрасте, когда процесс вождения автомобиля моментами бывает физически неприятен, удалось сберечь в себе частичку трепетного отношения к машине, каплю детского восторга от езды, от того, что вот я несусь над землей со скоростью, недоступной ни одному живому существу, за счет сил неведомых живой природе, и я – я управляю всем этим! – То лишь благодаря тому, что во мне живет отголосок этого КАК БУДТО.
И кстати, из этого следует понимание того, как сделать заграничные путешествия снова увлекательными. Безо всяких must see, без обязательной программы селфи с прицелом на Инстаграм. Надо лишь выпустить на волю своего внутреннего ребенка. Идти туда, куда поведет его левая нога. Ехать в поезде, сидя у окна, наслаждаясь скоростью и впитывать, впитывать набегающие виды, - как делал бы это на твоем месте 12-летний мальчик, радуясь незнакомым городам…
Многое мог бы я рассказать (и расскажу когда-нибудь) об этих своих «мальчишеских» поездках. Но мы сейчас не про путешествия.

* * *

Помню чувство узнавания, чувство близости к разгадке огромной тайны, которое я испытал, узнав про мир сетевых виртуальных игр. Вернее, когда мне помогли понять, насколько это действительно мир – глобальный и всепроникающий, какие толпы людей он способен вырвать из реальности, какие деньги в нем крутятся. Почитал форумы, на которых игровые миры обсуждаются так, будто они существуют на самом деле. Узнал про иерархию геймеров, про игроков, лихо громящих монстров, а в реальной жизни – онкологических больных в терминальной стадии или парализованных в результате рассеянного склероза и способных лишь катать языком во рту шарик от мышки. Наслушался о том, как игроки очеловечивают прокачанных «персов», какие интриги завязываются вокруг них, и на какие подлости готовы идти некоторые участники игры, чтобы раздобыть пароли к чужому аккаунту…
Прежде я бы однозначно решил, что это массовый эскапизм. Бегство от серой повседневности в мир, где сняты все табу, в том числе, на убийство и на собственную смерть.
Но тут предоставился случай взглянуть на все с неожиданной стороны.
Бегство? И оно тоже. Но, может быть, плюс к этому - как раз – «кавалерийский» штурм реальности, попытка единым махом овладеть ею, прозреть ее суть, саму идею тех действий, которые изображены в игре, - как ребенок познает идею движения посредством КАК БУДТО, в котором больше истины, чем в реальности.
Добила меня одна газетная заметка:

«…Молодые супруги из Южной Кореи, заявившие в полицию о смерти своей трехлетней дочери, были арестованы после того, как экспертиза показала, что девочка умерла от недоедания. Матери умершей девочки 25 лет, отцу – 41 год. Как предполагает полиция, родители углубились в мир виртуальных компьютерных игр, одной из которых была игра «грудной ребенок» - нечто вроде сетевого «Тамагочи», где надо было вскормить виртуального младенца. Родители увлеклись этим виртуальным вскармливанием и не обращали внимания на то, что живой ребенок плачет и просит пищи…»

Следует добавить, что у этой конкретной пары дочь родилась с рядом врожденных дефектов, и родители «…не получали должных эмоций от общения с ней». Так что их выбор КАК БЫ ребенка в ущерб живому ребенку хоть отчасти объясним. Здесь интересно было бы порассуждать на тему – могло бы такое случиться, если бы девочка была здорова?
Но мы ведь сейчас и не про компьютерные игры.

* * *

В романе Э. М. Ремарка «Черный обелиск» есть одна поразившая меня сцена, которая кажется некоторым отступлением от основного сюжета.
Накануне I мировой войны несколько мальчиков, которые «…в свободные от уроков послеобеденные часы обычно ловили в пригородных прудах и ручьях рыбу и саламандр, а на лужайках - бабочек и жуков…», случайно забредают в публичный дом, еще не понимая, куда они попали.

«…Там было прохладно, и, когда мы спросили зельтерской, нам ее подали. Через некоторое время появились три-четыре женщины в халатиках и цветастых платьях. Они спросили нас, что мы тут делаем и в каком классе учимся. Мы заплатили за нашу зельтерскую и в следующий жаркий день зашли снова, прихватив свои учебники и решив, что потом будем учить уроки на свежем воздухе, у ручья. Приветливые женщины снова оказались тут и по-матерински заботились о нас. В зале было прохладно и уютно, и, так как в предвечерние часы никто, кроме нас, не появлялся, мы остались тут и принялись готовить уроки. А женщины смотрели через наше плечо и помогали нам, как будто они - наши учительницы. Они следили за тем, чтобы мы выполняли письменные работы, проверяли наши отметки, спрашивали у нас то, что надо было выучить наизусть, давали шоколад, если мы хорошо знали урок, а иногда и легкую затрещину, если мы ленились; а мы были еще в том счастливом возрасте, когда женщинами не интересуются. Вскоре эти дамы, благоухавшие фиалками и розами, стали для нас как бы вторыми матерями и воспитательницами. Они отдавались этому всей душой, и достаточно нам было появиться на пороге, как некоторые из этих богинь в шелках и лакированных туфлях взволнованно спрашивали:
- Ну как классная работа по географии? Хорошо написали или нет?
Моя мать уже тогда подолгу лежала в больнице, поэтому и случилось так, что я частично получил воспитание в верденбрюкском публичном доме, и воспитывали меня - могу это подтвердить - строже, чем если бы я рос в семье. Мы ходили туда два лета подряд…»


А потом происходит вот что (прошу прощения за длинную цитату, но она того стоит):

«…Во время войны я еще раз побывал на Банштрассе. Как раз накануне того дня, когда нас отправляли на фронт. Нам исполнилось ровно восемнадцать лет, а некоторым было и того меньше, и большинство из нас еще не знало женщин. Но мы не хотели умереть, так и не изведав, что это такое, поэтому отправились впятером на Банштрассе, которую знали так хорошо с детских лет.
Там царило большое оживление, нам дали и водки, и пива. Выпив достаточно, чтобы разжечь в себе отвагу, мы попытали счастья. Вилли, наиболее смелый из нас, действовал первым. Он остановил Фрици, самую соблазнительную из здешних дам, и спросил:
- Милашка, а что если нам...
- Ясно, - ответила Фрици сквозь дым и шум, хорошенько даже не разглядев его. - Деньги у тебя есть?
- Хватит с избытком, - и Вилли показал ей свое жалованье и деньги, данные ему матерью, - пусть отслужит обедню, чтобы благополучно вернуться после войны.
- Ну что ж! Да здравствует отечество! - заявила Фрици довольно рассеянно и посмотрела в сторону пивной стойки. - Пошли наверх!
Вилли поднялся и снял шапку. Вдруг Фрици остановилась и уставилась на его огненно-рыжие волосы. У них был особый блеск, и она, конечно, сразу узнала Вилли, хоть и прошло, семь лет.
- Минутку, - сказала она. - Вас зовут Вилли?
- Точно так! - ответил Вилли, просияв.
- Ты тут когда-то учил уроки?
- Правильно.
- И ты теперь желаешь пойти со мной в мою комнату?
- Конечно! Мы ведь уже знакомы!
Все лицо Вилли расплылось в широкой ухмылке. Но через миг он получил крепкую оплеуху.
- Ах ты, свиненок! - воскликнула Фрици. - Со мной лечь в постель желаешь? Ну и наглец!
- Почему же? - пролепетал Вилли. - И все остальные тут...
- Остальные! Плевала я на остальных! Разве я у остальных спрашивала урок по катехизису? Писала для них сочинение? Следила, чтобы они не простудились, дрянной, паршивый мальчишка?
- Но мне же теперь семнадцать с половиной...
- Молчи уж! Все равно что ты родную мать хотел бы изнасиловать! Вон отсюда, негодяй! Молокосос! Сопляк!
- Он завтра отправляется на фронт, - говорю я. - Неужели у вас нет никакого патриотического чувства?
Тут она заметила меня.
- Это, кажется, ты напустил нам тогда гадюк? На три дня пришлось закрыться, пока мы не выловили эту пакость.
- Я не выпускал их, - защищался я. - Они у меня удрали.
Не успел я ничего прибавить, как тоже получил оплеуху.
- Молокососы паршивые! Вон отсюда!
Шум привлек внимание хозяйки. Возмущенная Фрици рассказала ей, в чем дело, хозяйка тоже сразу же узнала Вилли.
- А, рыжий! - проговорила она, задыхаясь.
Хозяйка весила сто двадцать кило, и все ее тело ходило ходуном от хохота, словно гора желе во время землетрясения.
- А ты? Разве твое имя не Людвиг?
- Все это верно, - ответил Вилли. - Но мы теперь солдаты и имеем право вступать в половые сношения.
- Ах так? Имеете право? - И хозяйка снова затряслась от хохота.
- Ты помнишь, Фрици... Он ужасно тогда боялся, как бы отец не узнал, что это он бросил бомбы с сероводородом на уроке Закона Божьего! А теперь он, видите ли, имеет. право на половые сношения! Хо-хо-хо!
Но Фрици не находила во всем этом ничего смешного. Она вполне искренне была обижена и возмущена.
- Все равно что мой родной сын...
Двоим пришлось поддерживать хозяйку под руки, пока она не успокоилась. Слезы текли у нее по лицу. В уголках рта пузырилась слюна. Обеими руками она хваталась за свой трясущийся живот.
- Лимонад... - давясь, с трудом выговаривала она, - лимонад Вальдмейстера, кажется, это был... - она опять начала кашлять и задыхаться, -- ...ваш любимый напиток?
- А теперь мы пьем водку и пиво, - ответил я. - Каждый когда-нибудь становится взрослым.
- Взрослым! - Хозяйкой овладел новый приступ удушья, и оба дога яростно залаяли, решив, что на нее напали. Мы осторожно отступили…»


Естественный вопрос: кому и зачем понадобилась эта странная игра в семью?
Не проблема понять, какой смысл это имело для женщин. Предвижу полный консенсус: у этих несчастных дам в жизни не было больше ничего, и они отдались своей игрушечной «семье» со всей страстью.
Но какой смысл эта игра имела для подростков, детей добропорядочных бюргеров, получивших, скорее всего, традиционное бюргерское воспитание со всеми его атрибутами?
А ведь имела, если продолжалась два года. Что за потребность у них была – каждый день приходить в этот дом и играть там не в машинки, не в войну, а в семью? То есть, в то, что у них было и так (быть может, за исключением самого рассказчика, вскользь упомянувшего вечно больную мать). Зачем им нужна была эта КАК БУДТО семья – разумеется, не вместо реальной семьи, но в дополнение к ней?
Никаких объяснений этому нет, если только не вспомнить вновь это загадочное свойство КАК БУДТО – быть более реальным, чем сама реальность.
И тогда получается, что и эти мальчики соблазнились возможностью – совершить «пробой» к истинной сути семейных отношений, минуя «свинцовые мерзости» быта, неизбежные при долгом сожительстве реальных и грешных людей. Посредством КАК БУДТО – вот давайте, как будто, мы – заботливые ворчливые матушки – они «конструировали» все заново – пусть будет все, как там, но проще, яснее. Пытались освободить саму идею Семьи, от массы ничтожных подробностей, неизбежных в ходе реального ее воплощения, но затеняющих и загрязняющих ее суть, подменяющих и извращающих ее.
А это уже очень близко к нашей Теме, вы не находите?

«…И в воде мне хочется пить…»

11-летний мальчик из большого пролетарского города 1970-х годов, мальчик, которого, в расхожем тогдашнем представлении еще вполне можно было пороть, оставшись наедине с собой, берет ремень, или провод, или длинную стальную вязальную спицу, или пластиковую рапиру из детского фехтовального набора и становится перед зеркалом, чтобы... Стать КАК БУДТО мальчиком, которого можно пороть. И в этот момент у него возникает чувство, что, познав, каково это, когда порют, он прикоснулся к чему-то более настоящему, чем его жизнь. Откуда оно?
Девочка из любящей семьи, где она, по выражению одной простой женщины, «ну, прям, как цветочек росла», где ее никто пальцем не тронул; не склонная ни к каким конфликтам ни в школе, ни во дворе, тихая и незаметная – вдруг, оставшись одна, берет старый ремень, слишком тяжелый для ее руки и ложится животом на массивный табурет, чтобы… Превратиться в КАК БУДТО девочку, которую бьют ремнем. Зачем, с какой целью?
Только ли потому, что ребенок, подросток познает доступный способ пережить сексуальное возбуждение и привыкает к нему, как к наркотику?
Но тогда все наши поиски в этом какого-то рационального зерна - не более чем попытка оправдать в собственных глазах, облагородить, представить более возвышенной эту смешную, хотя, по нынешним временам и дозволенную привычку. Занятие столь же бесполезное, как смакование подробностей наркотического кайфа.
Или все-таки можно допустить, что половое возбуждение в Теме – да, оно важно. Но оно лишь побочный эффект. Оно может сыграть роль спускового крючка, роль "клея", роль "субстрата", роль горючего для машины, а суть желания подвергнуться телесному наказанию, природа этого желания лежит вне сексуальной сферы. Там что-то более важное и первичное.
Что именно?
Теперь мы знаем. Ну, может быть, еще не знаем, но имеем подсказку в виде нескольких случаев, когда КАК БУДТО выступает не как средство убежать от реальности, но как способ «пробиться» к ее сути, постичь изначальную ее идею. В данном случае, - идею семьи.
Но, поскольку нет идеальных семей, и почти нет семей, где царила бы только любовь в должном сочетании с разумной строгостью… Иногда кажется, что в таком дополнительном КАК БУДТО нуждаются все подростки. Не только будущие Тематики. Просто одни не догадываются об этом, другие ради этого уходят в мир грез и фантазий. Этим мальчикам у Ремарка еще повезло - в том смысле, что их дополненная реальность существовала на самом деле.
У этой догадки есть одно следствие, которое многим не понравится. Оно заключается в том, что нет гарантий от Темы. Не раз доводилось писать, что Тема – не болезнь, а лекарство, и многие Тематики пытаются компенсировать ею недополученное в детстве, исцелить какие-то детские душевные травмы. Но оказывается, даже самая любящая семья и самое благополучное детство не гарантируют от прихода в Тему. Поскольку ни одна реальная семья не может конкурировать с КАК БЫ семьей: сколько ни приближайся к идеалу, зазор между ним и реальностью не исчезнет. И нам не дано предугадать, в какой момент подросток, обратит внимание на этот зазор, и когда это станет для него критически важным.
Но теперь мы знаем хотя бы, что мы не одиноки. А это уже больше дело – верить, что наше Тематическое КАК БУДТО – не таракан в голове у приверженцев «детско-ностальгического направления» Темы, но часть глобального тренда, который не сводится к сексуальной сфере. Этот тренд - попытки людей приподняться над повседневной жизнью и осмыслить суть того, что с ними происходит. И наша Тема дает нам для этого весьма необычный концептуальный аппарат, имеющий ценность не только для Тематиков. Быть может, предвестие какой-то новой педагогики. Той, что будет заниматься реальными детьми, а не двигать по расчерченной доске некими условными куколками.
И когда на каком-нибудь форуме очередная угрюмая тетка выдаст заранее заготовленное, железобетонное:
- А детей бить нельзя.
Мы ответим не ей, а друг-другу, но досадуя на ее непонятливость:
- Нет, давай мы КАК БУДТО…


Top
 Profile  
Reply with quote  
 Post subject:
Posted: 18.04.2020 - 12:57 


Top
  
 
Display posts from previous:  Sort by  
Post new topic Reply to topic  [ 1 post ] 

All times are UTC + 3 hours


Who is online

No registered users


Similar topics

Мысли маньяка - 6
Forum: Литературное творчество
Author: Прежний Иван
Replies: 18
Мысли маньяка-5
Forum: Литературное творчество
Author: Прежний Иван
Replies: 7
Мысли маньяка - 9
Forum: Литературное творчество
Author: Прежний Иван
Replies: 1
Мысли маньяка - 10
Forum: Литературное творчество
Author: Прежний Иван
Replies: 17
Мысли маньяка-2
Forum: Литературное творчество
Author: Прежний Иван
Replies: 4

You cannot post new topics in this forum
You cannot reply to topics in this forum
You cannot edit your posts in this forum
You cannot delete your posts in this forum

Search for:
cron
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group


Bei iphpbb3.com bekommen Sie ein kostenloses Forum mit vielen tollen Extras
Forum kostenlos einrichten - Hot Topics - Tags
Beliebteste Themen: Ford, SMS, Uni, Youtube

Impressum | Datenschutz