Теория, история и критика тематической литературы как явления человеческой культуры     

Forum rules

Write comments

Очаровательный злодей. К вопросу о светлом образе садиста

07.04.2020 - 20:04

В эту тему прошу сваливать любой, пришедший на ум литературный образ злодея или садиста, а также персонажей, обладающих соответствующими на ваш взгляд качествами. Примеры можно приводить из любой литературы, любого жанра, из классики и из известных вам тематических рассказов. Надо только, чтобы всем было понятно, о чем речь, представить персонажа, рассказать о нем, мало ли, кто не читал. Можно с цитатами и без, но главное - объяснить, почему данный персонаж садист и что в нем, на ваш взгляд, хорошего.

Короче, предлагается почти игра. Любой желающий может представить любого литературного злодея с садистическими чертами и представить его так, словно он адвокат этого персонажа. Любой другой желающий может выступить в роли прокурора или судьи - задавать вопросы "адвокату", спорить с ним, приводить какие-либо аргументы против доводов "адвоката". Если дискуссия хорошо разовьется, думаю, что каждый сам может из нее для себя вывести какой-нибудь светлый и тематичный образ садиста.

У меня есть в задумке один персонаж. Но надо поймать немного свободного времени, чтоб его описать, представить. Думаю, смогу это сделать или ночью, или утром. Если у кого получится представить своего персонажа раньше - не стесняйтесь, ничего страшного, если будет идти обсуждение нескольких персонажей одновременно, вряд ли тут образуется мешанина, нас пока мало. Если есть какие уточняющие вопросы - задавайте.

07.04.2020 - 20:04

Re: Очаровательный злодей. К вопросу о светлом образе садист

07.04.2020 - 23:13

Карабас-Барабас

У Карабаса-Барабаса был свой кукольный театр, и благодаря ему и его бизнесу много кукол были при деле и получили хоть какое-то воспитание, а не где-то по парадным ширялись. Карабас-Барабас был садистом, потому что бил своих кукол плёткой, когда они плохо себя вели или недобросовестно исполняли свои роли на сцене театра.

Если бы не Карабас-Барабас, Пьеро совершил бы с собой что-нибудь суицидальное, Мальвина стала бы девушкой с пониженной социальной ответственностью, Пудель Артемон покусал бы кого-нибудь и его за это усыпили бы. Арлекин начал бы воровать и сел бы в тюрьму. Благодаря Карабасу-Барабасу куклы получили путёвку в жизнь - в Мальвине проснулся талант педагога, Артемон научился выполнять поручения и стал у Мальвины служебной собакой, Пьеро стал поэтом, Арлекин стал тематиком.

Re: Очаровательный злодей. К вопросу о светлом образе садист

08.04.2020 - 01:18

Спасибо, Олеся! Да, чтобы вопросы и ответы про разных персонажей не смешивались, предлагаю помечать посты именем персонажа жирным шрифтом в первых строках, что и делаю: Карабас-Барабас.

Эм.. да, колоритный персонаж)! Но в интерпретации А.Толстого он жадина, нещадно эксплуатирующая кукол. Можно подумать, что его интересуют только деньги. И новый театр на центральной площади - навязчивая идея, тоже ради денег. Куклы сбегают в итоге от него, обретают новый театр, и в этом состоит хэппи-энд, как бы доказывающий, что никто не сядет в тюрьму, никто не станет проституткой и тд). Но если копнуть чуточку глубже - что для Карабаса-Барабаса в самом деле важнее - прибыль или статус уважаемого владельца театра. В театре реализуется жажда власти Карабаса не только над куклами, но и над умами/сердцами почтеннейшей публики, а в те времена, наверное, не было бы преувеличением сказать, что это власть над городом. Где-то, возможно, в тексте и найдется какая-нибудь цитата эту страсть к власти иллюстрирующая.

Если же копнуть еще глубже, то сказка про Буратино писалась как раз в тот момент, когда тема театра дель арте, первого европейского площадного театра, уже два века как завяла на сцене, но отчего-то вдруг начала массово тиражироваться в живописи. В театре дель арте был такой персонаж - доктор права в области права то по фамилии Баландзоне, то Грациано и др (там маски-костюмы-амлуа сохранялись, а имена менялись, аналог Дуремара, к примеру - Панталоне (худющий скряга-купец в красном). А Доктор иногда был врачом, тоже в черном, только у него на поясе были клистиры, ночные горшки и грязное белье). Вообще-то он шарлатан, невежда, псевдодоктор, жутко коверкающий латынь и смешно перевирающий философов и прочих мудрецов, зато всегда в черной мантии, весь в черном, и жутко пузатый, пьяница. Чтобы подчеркнуть, что пьяница ему румянили нос и щеки. Он даже говорил жестко и грубо. Тот еще самодур, но можно подумать, что и садист). А хорошо ли это, что садист, я извиняюсь, пьяная, важничающая свинья и дурак)???

Re: Очаровательный злодей. К вопросу о светлом образе садист

08.04.2020 - 01:38

Воланд со своей компанией. Им ведь не откажешь в некоторой садистичности, зато каждый - яркая индивидуальность, противостоящая убогой советской действительности.

Re: Очаровательный злодей. К вопросу о светлом образе садист

08.04.2020 - 07:55

Воланд и свита

Отлично, feyerverk. МиМ, конечно же, все читали. Но надо на какой-нибудь, хоть один конкретный эпизод сослаться. Можно своими словами пересказать, в чем там суть, и проинтерпретировать его, пусть даже в ироническом ключе, как угодно - смысл в том, чтобы объяснить, почему именно персонаж садист. И почему он хороший садист).

Карабас Барабас

Вернусь еще на минуточку к Олесиному протеже). Был бы тут Квазар, сказал бы что-нибудь про марионеток). Обычно он за марионеточность персонажей, и в особенности образы садистов, ругает авторов). А в этой сказке марионетки - подопечные, то есть как бы нижние Карабаса. Карабас живой, а его нижние - всего лишь куклы, Карабас - отрицательный персонаж, а куклы - местами положительные, вызывающие сочувствие. Или все-таки они не куклы, а артисты, как в крепостном театре, чему-то обученные и потому мечтающие о свободе?

Но, кстати, вот что бросается в глаза: у Олеси, в ее рассказах почти все садисты такие, мягко говоря, нисколько несимпатичные. Есть несколько рассказов, которые исключение из этого правила. Это очень лиричный рассказ "Утки" в первую очередь, но не только. В "Господине Хлороиде" личности садиста как таковой вообще не существует, вместе нее как бы зеркало страхов трех девочек. В "Превышении скорости" личность садистки как будто не важна. Там девочка молоденькая, главная черта которой - исполнительность, она аккуратный и ответственный, позитивно настроенный исполнитель, и с нее никакого спроса. А вот учительницы и тренерши - все этакие хоть немного, но Карабасы Барабасы в юбках). Виталик в трениках где-то в точке полюса, крайний в этой гамме, в самом низу. Они все уверены в своей правоте и в своей пользе для общества). Если не уверен сам Виталик, то мама его точно уверена, что девушка, загорающая у них под окнами, ведет себя неосмотрительно, неправильно.

В чем преимущество такого образа садиста? Он прост и статичен, не надо его особо описывать, а все самое интересное, все нюансы раскрываются по мере развития конфликта.

Re: Очаровательный злодей. К вопросу о светлом образе садист

09.04.2020 - 12:49

Да. Олесины садисты неромантичны и необаятельны, а их жертвы не вызывают сочувствия. И те, и другие - части единого целого.

А у Булгакова... Взять хоть "сеанс черной магии". Тонкое, изощренное издевательство над ни в чем не повинной публикой. А почему сие правильно... Ну, так им, наверное, и надо, безмозглым обывателям.

Re: Очаровательный злодей. К вопросу о светлом образе садист

09.04.2020 - 23:02

Карабас-Барабас

Куклы проявили свою подлую натуру, когда сначала рассказывали про Карабаса-Барабаса, что "и вовсе он не мучитель, а наш мудрый добрый учитель", а потом жёстко бортанули заслуженного педагога. Вывод - Карабас-Барабас недостаточно часто наказывал кукол плёткой, и поэтому они распаясались. Буратино оказал очень дурное влияние на кукол. Если бы Буратино с самого начала били плёткой, он смог бы тоже устроиться в театр Карабаса-Барабаса, а не швендился бы с разными жуликами вроде кота Базилио и лисы Алисы, и не растлевал бы сложившийся творческий коллектив театра. Карабас-Барабас взял на себя заботы о финансовых вопросах, оградив тем самым кукол от дурного влияния денег. Боратино же его золотые на пользу явно не пошли.

Re: Очаровательный злодей. К вопросу о светлом образе садист

11.04.2020 - 00:42

Электра wrote:В эту тему прошу сваливать любой, пришедший на ум литературный образ злодея или садиста, а также персонажей, обладающих соответствующими на ваш взгляд качествами. ...

Очаровательный злодей таки оксюморон. По-моему. Сразу какой-то мистер Дарси мерещится.

В детстве я "нижнем пламенем" угорала от Атоса. :x
Остывшее сердце красавца... как светлый образ садиста. :mrgreen: :mrgreen:

Ну а если "серьезно", то предлагаю кандидатуру не персонажа, а автора, ставшего в своем роде "образом" - Д.Байрона.
Легендарный садист-"тематик"...

Re: Очаровательный злодей. К вопросу о светлом образе садист

11.04.2020 - 10:10

Воланд и свита
feyerverk wrote:А у Булгакова... Взять хоть "сеанс черной магии". Тонкое, изощренное издевательство над ни в чем не повинной публикой. А почему сие правильно... Ну, так им, наверное, и надо, безмозглым обывателям.


Наконец, поняла, почему не люблю ходить в цирк :mrgreen:). Проблема в том, что безмозглый обыватель в процессе вряд ли чувствовал унижение), его мог почувствовать в тот момент только тот, кто не хотел ловить фантики, тот, по чьим головам топали за этими фантиками. Безмозглый обыватель, скорее всего, и назавтра чувствовал главным образом гнев), зато не безмозглый, узнав о произошедшем из газет, наверняка, почувствовал что-то вроде удовлетворения).

Карабас Барабас не сам писал сценарии и тексты песенок)? Но хотя бы визировал это все)? Как он мог пропустить такое? Какой-то ленивый садист, не ревностный, не честолюбивый)...

Атос

Признаться, не читала Дюма, из всей французской классики читала только немного Гюго и Мопассана. Какой-нибудь бы эпизод если б кто рассказал, где садистические манеры Атоса проявляются - интересно... Впрочем, про

Байрона
еще интереснее - имеются в виду какие-то биографические факты или что-то в творчестве?

come-about wrote:Очаровательный злодей таки оксюморон. По-моему. Сразу какой-то мистер Дарси мерещится.


Это был юмор), но можно и мистера Дарси обсудить, если кто о нем расскажет.

У меня целая эпопея - "Война и мир". Там три садиста. Старик и сын Болконские.

Старик - наиболее выразительный эпизод со сватовством Анатоля Курагина к княжне Марье - ломки "прусского короля" из-за нежелание отпускать от себя дочь, требование закидать только что расчищенную для гостей дорожку обратно снегом, из-за чего по ходу достается управляющему - Алпатычу. Боюсь представить, как выглядели специально заметенные дорожки и какие мысли навевали. Самой же княжне, которую пытаются принарядить беременная жена Болконского и француженка компаньонка, достается прямо при женихе. Николай Андреевич орет на нее, что она и так уродлива, а в этом наряде вообще, чем доводит до слез. Он, конечно же, прав, угадывая, что Курагину в итоге женится на его компаньонке и приданном, Марья действительно застает его вскоре целующимся с француженкой. Но зачем притом надо было дочь при гостях так. Этого эпизода, увы, у Бондарчука в фильме нет, там есть только маленький эпизод с письмом. У старика Болконского в доме режим, который не могут нарушить никакие гости, с утра он учит княжну Марью геометрии, и кстати вспоминает о письме от некой ее подруге, отдает дочери со словами: "Это читать не буду, второе тоже, а третье - прочту. Боюсь, много чепухи пишете".

Но все же он поражается просьбе сына, когда, отбывая в Австрию и оставляя ему на попечение беременную жену, князь Андрей среди прочего просит отца оставить при себе ребенка, если это будет мальчик, не отпускать. У этого капризного, раздражительного диктатора глаза лезут на лоб: "Не отдавать жене?!!". Правда, он тут же соглашается. Два садиста легко договорились. Молодой Болконский все время рефлексирует, любовь на него находит как пелена, и эта пелена очень быстро спадает, как-то не можется ему кого-либо полюбить, и с первой женой, и с Наташей быстро ускользает от него это чувство. Зато перед Аустерлицем он думает о славе как о главной своей страсти. Поражает Пьера, когда тот рассказывает ему о дуэли с Долохов замечанием о том, что "нет ничего плохого в том, чтобы пристрелить злую собаку" и незаметно пытается вызнать у того, куда девался Курагин, которого он хочет убить за то, что тот едва не украл Ростову. Он ищет его как минимум с 1807 по 1812, целых пять лет. Желание отмстить, однако, окончательно проходит, когда, попав в госпиталь с последним своим ранением, князь Андрей видит, как Курагину тут же, у него на глазах ампутируют ногу.

Но Болконские - довольно предсказуемые садисты, садисты-перфекционисты, садисты-идеалисты. Отец-Болконский, правда, все время как бы оправдывается тем, что делая больно другим, страдает сам. Сын Болконский до такого просто не успевает дожить.

Долохов куда менее однозначен и понятен. Помню, в те времена, когда в школе писались нормальные сочинения, не из двух абзацев, было принято его ругать. Была даже специально для этого придумана тема "Истинный и ложный героизм в "ВиМ"". Кому она попадалась, все писали про Шенграбенское сражения, сравнивая Тимохина и Долохова. И все Толстого перевирали - причем с подачи Бондарчука. Это у него в фильме появилась вставка, про то, что выйдя из боя Долохов указывает полковому командиру на свои заслуги и требует запомнить, называя свою фамилию. В фильме к этому добавляется фраза, что он де "разжалованный Долохов". В книге он к этому моменту уже не разжалованный. За главу до этого Долохов перед смотром войск Кутузовым встречается с Жерковым, с которым служил до войны в элитном Семеновском полку, откуда и был разжалован и сослан в солдаты после скандальных похождений с Безуховым и Курагиным. Жерков делает вид, что не признал его в солдатской шинели (позже Жерков становится хорошим фоном, на котором видно, насколько поведение Долохова и прочих дворянских отпрысков в экстремальной ситуации, на войне различаются). А вот Болконский Долохова узнает и просит Кутузова вернуть ему офицерское звание, что и происходит тут же, еще до Шенграбена. То есть в первое свое сражение Долохов идет уже офицером, а не разжалованным. В том же самом сражении ничуть не лучше Долохова ведет себя Николай Ростов - впервые столкнувшись с врагом лицом к лицу, швыряет в него пистолет и бежит, а после мучается мыслью о том, что он трус. И Ростов, и Долохов одинаково ранены - в руку. но Долохов не бежит, хотя и подвигов, конечно, никаких не совершает. Просто находится в состоянии близком к эйфории, его распирает. Почему его распирает - чуть позже.

Re: Очаровательный злодей. К вопросу о светлом образе садист

11.04.2020 - 10:55

Немного напоминает историю Атоса и Миледи - https://www.youtube.com/watch?v=8fzuEDdJqGY :)

Re: Очаровательный злодей. К вопросу о светлом образе садист

11.04.2020 - 16:06

Электра wrote:. Впрочем, про

[b]Байрона

еще интереснее - имеются в виду какие-то биографические факты или что-то в творчестве?

от Вас не ожидала :) После проведенной вами (на ПиНе) трепанации всяческих классиков на предмет темы, не знать о Байроне.
Поинтересуйтесь, ибо там столько в биографии - порол и девочек и бабушек... и в произведениях, разумеется, столько отсветов и прямых отражений его садистской страсти, что мне даже с простым перечислением не справиться.
Write comments



Bei iphpbb3.com bekommen Sie ein kostenloses Forum mit vielen tollen Extras
Forum kostenlos einrichten - Hot Topics - Tags
Beliebteste Themen: Ford, SMS, Uni, Youtube

Impressum | Datenschutz