Воланд и свитаfeyerverk wrote:
А у Булгакова... Взять хоть "сеанс черной магии". Тонкое, изощренное издевательство над ни в чем не повинной публикой. А почему сие правильно... Ну, так им, наверное, и надо, безмозглым обывателям.
Наконец, поняла, почему не люблю ходить в цирк
). Проблема в том, что безмозглый обыватель в процессе вряд ли чувствовал унижение), его мог почувствовать в тот момент только тот, кто не хотел ловить фантики, тот, по чьим головам топали за этими фантиками. Безмозглый обыватель, скорее всего, и назавтра чувствовал главным образом гнев), зато не безмозглый, узнав о произошедшем из газет, наверняка, почувствовал что-то вроде удовлетворения).
Карабас Барабас не сам писал сценарии и тексты песенок)? Но хотя бы визировал это все)? Как он мог пропустить такое? Какой-то ленивый садист, не ревностный, не честолюбивый)...
АтосПризнаться, не читала Дюма, из всей французской классики читала только немного Гюго и Мопассана. Какой-нибудь бы эпизод если б кто рассказал, где садистические манеры Атоса проявляются - интересно... Впрочем, про
Байронаеще интереснее - имеются в виду какие-то биографические факты или что-то в творчестве?
come-about wrote:
Очаровательный злодей таки оксюморон. По-моему. Сразу какой-то мистер Дарси мерещится.
Это был юмор), но можно и мистера Дарси обсудить, если кто о нем расскажет.
У меня целая эпопея - "Война и мир". Там три садиста.
Старик и сын Болконские.
Старик - наиболее выразительный эпизод со сватовством Анатоля Курагина к княжне Марье - ломки "прусского короля" из-за нежелание отпускать от себя дочь, требование закидать только что расчищенную для гостей дорожку обратно снегом, из-за чего по ходу достается управляющему - Алпатычу. Боюсь представить, как выглядели специально заметенные дорожки и какие мысли навевали. Самой же княжне, которую пытаются принарядить беременная жена Болконского и француженка компаньонка, достается прямо при женихе. Николай Андреевич орет на нее, что она и так уродлива, а в этом наряде вообще, чем доводит до слез. Он, конечно же, прав, угадывая, что Курагину в итоге женится на его компаньонке и приданном, Марья действительно застает его вскоре целующимся с француженкой. Но зачем притом надо было дочь при гостях так. Этого эпизода, увы, у Бондарчука в фильме нет, там есть только маленький эпизод с письмом. У старика Болконского в доме режим, который не могут нарушить никакие гости, с утра он учит княжну Марью геометрии, и кстати вспоминает о письме от некой ее подруге, отдает дочери со словами: "Это читать не буду, второе тоже, а третье - прочту. Боюсь, много чепухи пишете".
Но все же он поражается просьбе сына, когда, отбывая в Австрию и оставляя ему на попечение беременную жену, князь Андрей среди прочего просит отца оставить при себе ребенка, если это будет мальчик, не отпускать. У этого капризного, раздражительного диктатора глаза лезут на лоб: "Не отдавать жене?!!". Правда, он тут же соглашается. Два садиста легко договорились. Молодой Болконский все время рефлексирует, любовь на него находит как пелена, и эта пелена очень быстро спадает, как-то не можется ему кого-либо полюбить, и с первой женой, и с Наташей быстро ускользает от него это чувство. Зато перед Аустерлицем он думает о славе как о главной своей страсти. Поражает Пьера, когда тот рассказывает ему о дуэли с Долохов замечанием о том, что "нет ничего плохого в том, чтобы пристрелить злую собаку" и незаметно пытается вызнать у того, куда девался Курагин, которого он хочет убить за то, что тот едва не украл Ростову. Он ищет его как минимум с 1807 по 1812, целых пять лет. Желание отмстить, однако, окончательно проходит, когда, попав в госпиталь с последним своим ранением, князь Андрей видит, как Курагину тут же, у него на глазах ампутируют ногу.
Но Болконские - довольно предсказуемые садисты, садисты-перфекционисты, садисты-идеалисты. Отец-Болконский, правда, все время как бы оправдывается тем, что делая больно другим, страдает сам. Сын Болконский до такого просто не успевает дожить.
Долохов куда менее однозначен и понятен. Помню, в те времена, когда в школе писались нормальные сочинения, не из двух абзацев, было принято его ругать. Была даже специально для этого придумана тема "Истинный и ложный героизм в "ВиМ"". Кому она попадалась, все писали про Шенграбенское сражения, сравнивая Тимохина и Долохова. И все Толстого перевирали - причем с подачи Бондарчука. Это у него в фильме появилась вставка, про то, что выйдя из боя Долохов указывает полковому командиру на свои заслуги и требует запомнить, называя свою фамилию. В фильме к этому добавляется фраза, что он де "разжалованный Долохов". В книге он к этому моменту уже не разжалованный. За главу до этого Долохов перед смотром войск Кутузовым встречается с Жерковым, с которым служил до войны в элитном Семеновском полку, откуда и был разжалован и сослан в солдаты после скандальных похождений с Безуховым и Курагиным. Жерков делает вид, что не признал его в солдатской шинели (позже Жерков становится хорошим фоном, на котором видно, насколько поведение Долохова и прочих дворянских отпрысков в экстремальной ситуации, на войне различаются). А вот Болконский Долохова узнает и просит Кутузова вернуть ему офицерское звание, что и происходит тут же, еще до Шенграбена. То есть в первое свое сражение Долохов идет уже офицером, а не разжалованным. В том же самом сражении ничуть не лучше Долохова ведет себя Николай Ростов - впервые столкнувшись с врагом лицом к лицу, швыряет в него пистолет и бежит, а после мучается мыслью о том, что он трус. И Ростов, и Долохов одинаково ранены - в руку. но Долохов не бежит, хотя и подвигов, конечно, никаких не совершает. Просто находится в состоянии близком к эйфории, его распирает. Почему его распирает - чуть позже.